12.09.2022 - Социально-психологическое тестирование
В первую неделю сентября в школе прошли родительские собрания, посвященные безопасности детей. Одним из вопросов, которые обсуждались с родителями учащихся 7-11 классов – проведение социально-психологического тестирования. Родителям объяснили для чего оно необходимо и в чем заключается процедура тестирования. С октября 2019 года по заказу Государственного антинаркотического комитета во всех субъектах Российской Федерации внедрена Единая методика социально-психологического тестирования.
ЕМ СПТ – это опросник, который состоит из набора вопросов и позволяет определить степень психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях, а также выявить обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в дезадаптивные формы поведения. Методику разработали специалисты МГУ им. М.В. Ломоносова и ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» под руководством кандидата психологических наук Дмитрия Викторовича Журавлева. ЕМ СПТ апробировали в течение 2018/19 учебного года. В апробации участвовали более 300 тысяч обучающихся, ЕМ СПТ имеет положительные экспертные заключения. Форму проведения тестирования выбирают в зависимости от возраста респондента: форма «А» содержит 110 утверждений и предназначена для тестирования учеников 7–9-х классов; форма «В» содержит 140 вопросов и предназначена для тестирования учеников 10 –11-х классов.
Основная особенность ЕМ СПТ – она направлена на определение вероятности вовлечения обучающихся в дезадаптивные формы поведения на основе соотношения факторов риска и факторов защиты. Эти факторы формируются в процессе взросления. Если у ребенка больше факторов риска, то он может быть склонен к зависимому поведению (но еще не является зависимым!). Тестирование позволяет не только выявить соотношение этих факторов, но и впоследствии узнать сильные стороны ребенка, чтобы сделать упор на их развитие и помочь ребенку противостоять окружающим обстоятельствам.
Таким образом, ЕМ СПТ позволяет оценить не самого подростка, а его субъективное восприятие социально-психологических условий, в которых он находится. Что такое «факторы риска»? Это социально-психологические условия, которые повышают угрозу возникновения дезадаптивных форм поведения. Выделяют две обобщенные группы факторов риска: обстоятельства и условия, которые регулируют взаимоотношения общества и индивида – например, подверженность влиянию группы, принятие аддиктивных установок социума, наркопотребление в социальном окружении; индивидуальные особенности, которые влияют на поведение подростка – например, склонность к риску (опасности), то есть предпочтение действий и ситуаций, сопряженных с большой вероятностью потери.
Импульсивность – устойчивая склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Тревожность – предрасположенность воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, которая приводит к плохому настроению, мрачным предчувствиям, беспокойству. К чему может привести преобладание факторов риска? К употреблению наркотических и психоактивных веществ, раннему алкоголизму, игромании, курению и прочим зависимостям Подростки, у которых превышены показатели по факторам риска, по их субъективным ощущениям, находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.
Но важно помнить, что само по себе наличие какого-либо из перечисленных факторов ни в коей мере не указывает на предрасположенность к деструктивному поведению, но сочетание индивидуально-психологических особенностей при наличии личностно травмирующей ситуации или действии неблагоприятных социально-средовых условий могут повлиять на формирование стратегии поведения.
Что такое «факторы защиты»? Под факторами защиты в ЕМ СПТ понимают факторы, которые определяют степень социально-психологической устойчивости к риску. К ним относятся: принятие родителями – сформированное чувство принадлежности, важности, нужности и любви у ребенка; принятие одноклассниками – ощущение чувства принадлежности и причастности к группе; социальная активность – стремление влиять на свою жизнь и окружающие условия; самоконтроль поведения – сознательная активность по управлению своими поступками, в соответствии с убеждениями и принципами; самоэффективность – уверенность в своих силах достигать поставленных целей, даже если это потребует больших физических и эмоциональных затрат.
Преобладание факторов защиты способствует развитию психологической устойчивости ребенка. Он способен сказать «НЕТ!», противостоять трудностям, давлению обстоятельств, у него есть стремление сохранять собственное физическое и психическое здоровье. У ребенка, у которого преобладают факторы защиты, сниженавероятность возникновения зависимого поведения, он психологически благополучен. Возможно, вы узнали в описании своего ребенка, но иногда мы не видим всей картины в целом только по внешним проявлениям, а социально-психологическое тестирование позволит увидеть истинное эмоциональное состояние ребенка на момент прохождения теста.
Благодаря тестированию вы сможете увидеть, что именно вызывает у ребенка негативные переживания, и повлиять не на ребенка, а на источник, на те трудности, с которыми он сталкивается.